Выступление заместителя руководителя Роскомнадзора Приезжевой А.А. «Право быть забытым «right to be forgotten» и его применение на территории Российской Федерации»

Выступление заместителя руководителя РоскомнадзораПриезжевой А.А. на заседании круглого стола Общественной палаты Российской Федерации

 

Вопросы защиты персональных данных граждан получили в последние годы особое звучание - развитие Интернет технологий, широкое распространение персональных гаджетов с разнообразными функциями, в том числе, геолокационными выдвинули эту проблематику в разряд наиболее злободневных.

Среди нововведений в Европе можно выделить усиление контроля граждан за своими персональными данными, означающее, что передача данных гражданина должна осуществляется только с его согласия. В развитие данного положения Европейской конвенции № 108 в сфере он-лайн услуг вводится понятие «Право быть забытым», означающее, что персональные данные гражданина по его запросу должны быть полностью удалены из регистров.
Данный механизм предусматривает наличие дополнительных гарантий для лиц, желающих удалить информацию о себе из определенной базы данных. Так, любой гражданин ЕС может потребовать удаления из результата поиска, сделанного по его имени, ссылки на документы, которые не соответствуют действительности или содержат устаревшую информацию. Для этого гражданин должен напрямую обраться с запросом в поисковую систему (Google, Yahoo, Bing или любую другую), которая обязана выяснить его обоснованность.
Прецедентное решение суда Европейского союза по делу Марио Костеха Гонсалеса, закрепившее это право, уделяет внимание одному существенному моменту. Результат суда мог бы быть иным, если бы спорная информация имела какое-либо общественное значение, и публичный интерес к ней перевешивал бы личное желание заявителя удалить данные.
Следует учитывать, что содержащаяся в поисковых машинах информация личного характера - особый случай и апеллировать к свободе слова поисковик не вправе. Ведь субъект персональных данных пытается удалить статью не с сайта напечатавшей её газеты, что однозначно расценивалось бы судом как цензура, а только из базы данных поисковой машины. Поисковик - не издатель, а следовательно, и чистка базы - не цензура.
В Российской Федерации реализация гражданином «права на забвение» уже заложено в ряде положений 152-ФЗ, в том числе в виде права субъекта персональных данных требовать от оператора прекратить обработку его персональных данных, уточнить и актуализировать сведения о себе. Кроме того, не следует забывать, что обработка персональных данных должна соответствовать целям ее сбора, при этом если цель достигнута, то обработка должна быть прекращена, а личная информация удалена. Следует также заметить, что 152-ФЗ очень четко говорит, что все положения Закона применяются, в том числе, к сфере Интернет.
Право на забвение может рассматриваться в разрезе удаления информации не только из поисковиков, но и из социальных сетей и иных информационных ресурсов. Ведь человек, предоставив свое согласие на обработку личной информации какому-то ресурсу должен иметь возможность стереть страницу глупых историй о себе, нелепостей молодости и иметь право на развитие личности без оглядки на прошлое. В условиях информационного общества, когда личность каждого человека имеет уже не только физическое, но и виртуальное воплощение, «право на забвение» становится в ряд неотъемлемых гуманитарных прав и свобод.
Согласно решению суда ЕС, граждане вправе обратиться к поисковому сервису в определенных случаях: когда данные размещены законно, но при этом устарели и потеряли актуальность. При этом решение об оправданности удаления личной информации и оценка ее общественного интереса производится администратором поисковой системы, а споры разрешаются в суде.
Прецедента, подобного делу Гансалеса, в Российской Федерации пока нет. Сам институт защиты персональных данных в сети Интернет в России довольно молод. При взаимодействии с операторским сообществом Роскомнадзор использует корректные механизмы защиты персональных данных и удаления личной информации в сети Интернет, часто не прибегая к судебным процедурам, а используя правила работы отрасли, механизмы саморегулирования. Так в мае мы обнаружили более 200 сайтов, незаконно разместивших личную информацию о детях, которая успешно удаляется в настоящее время самими операторами по нашему требованию.
При этом для нас как для регулятора важно, чтобы любые новые правила регулирования Сети не создавали проблем для развития цифровой индустрии, предпринимательства, экономики в целом.
Практика, которую мы сегодня используем - это требование об удалении противоправной информации, адресованное первоисточнику, а не поисковой системе. Однако следует учитывать, что быстрый и легкий доступ к такой информации обеспечивается благодаря возможностям поисковых систем. Сведения могут оставаться на сайтах, в судебных документах и в сетевых архивах, но если поисковая система оборвет связь с этими данными, найти их будет крайне сложно - разве что по невероятной случайности или если хорошо знать, где искать.
Полноценная реализация гражданами России «права на забвение» осложняется тем, что иностранные интернет-гиганты не имеют на территории РФ полноценных представительств с правом принимать юридически значимые решения. При рассмотрении вопроса о полноценном закреплении в российском нормативном пространстве «права на забвение», необходимо учитывать, что это может поставить российские интернет-площадки в заведомо неравную конкурентную позицию.
В целом, Роскомнадзор как государственный уполномоченный орган по защите персональных данных поддерживает широкую общественную дискуссию по поводу «права на забвение». Но все возможные решения в области регулирования этого вопроса должны учитывать существующие юридические и рыночные реалии.

 

Время публикации: 11.06.2014
Последнее изменение: 20.06.2014 17:46

Портал персональныеданные.дети